Сценарий

«Горная страна - Дагестан»

экскурс


Форма мероприятия: экскурс 
Цель: пропаганда чтения, привлечение внимания читателей к творческому наследию поэта, содействие нравственному воспитанию, популяризация литературного творчества Расула Гамзатова.
Оборудование: книжная выставка «Читайте книги Расула Гамзатова», презентация, экран, проектор.
Категория участников: слушатели курса специального первоначального обучения Костанайская академия МВД РК, члены клуба «Собеседник». 
Всего - 45 человек.

Ведущая 1:
(Слайд 1) Қайырлы күн құрметті қонақтар! «Горная страна - Дагестан» атты іс-шарасына қош келдіңіздер! Сегодня мы проводим мероприятие в рамках Международной программы чтения «Русское слово открывает миру Дагестан», посвященной творчесву Расула Гамзатова. 

Эпиграф: 
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души. 
(Р. Гамзатов)

(Слайд 2) Дагестан — республика в составе Российской Федерации, расположен в юго-восточной части Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Слово Дагестан известно с XVII века и означает «горная страна», потому что большую часть республики занимают горы.
(Слайд 3) Дагестан – республика с древнейшей историей и богатейшей самобытной культурой. (Слайд 4) Не пером написана история горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками.
(Слайд 5) Первым государством, образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населенная предками современных  лезгинов. (Слайд 6) (Фильм Дербент). Здесь, у берегов Каспийского моря находится старейший город России, которому уже более пяти тысячелетий – Дербент.
Дагестан находился на пересечении торговых путей из Азии в Европу. Эти места видели конницы Александра Македонского, арабских и иранских завоевателей. Однако гордый горский народ научился себя защищать. В средние века Дагестан представлял собой множество самостоятельных княжеств. В это время и начинается постепенный процесс образования Дагестана как единого целого. 
(Слайд 7) Сегодня Республика Дагестан как драгоценный камень на карте России. (Слайд 8) Неприступные горные вершины – рай для любителей альпинизма и экстрима, (Слайд 9) старинные крепости, (Слайд 10) древние храмы, (Слайд 11) самое большое в мире Каспийское море – все это Дагестан!
(Слайд 12) Дагестан самая многонациональная республика не только в России, но и в мире. (Слайд 13)
Во многих аулах известна сказка о всаднике, который когда-то, в незапамятные времена, разъезжал по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Вот почему в Дагестане так много языков.

(Слайд 14) Ролик «Языки»

Старики рассказывают такую легенду (запись)

Ехал по земле посланник аллаха на муле и раздавал из огромного хурджуна всем народам их языки. Китайцам дал китайский язык. Побывал у арабов и дал им арабский язык. Грекам дал греческий, русским — русский, французам — французский. Разные были языки: один певучий, другой твердый, третий красочный, четвертый нежный. Народы радовались такому дару и тотчас начинали говорить, каждый на своем языке. Благодаря своим языкам люди лучше узнавали друг друга, а народ лучше узнавал другой, соседний народ.
Вот доехал на своем муле этот человек до нашего Дагестана. Только что он вручил язык грузинам, на котором потом напишет Шота Руставели свою поэму, только что облагодетельствовал осетин их осетинским языком, на котором будет писать Коста Хетагуров. Дошла очередь и до нас.
Но случилось так, что в горах Дагестана в тот день гуляла снежная буря. Снег крутился в ущельях и поднимался до неба, ничего не было видно — ни дорог, ни жилья.— Нет, — сказал раздаватель языков, у которого уже и усы начали леденеть, — не буду я карабкаться по этим скалам, да еще в такую погоду.
Взял он свой хурджун, в котором на дне лежали еще пригоршни две нерозданных языков, да и высыпал все языки на наши горы.
— Берите кто какой хочет, — сказал он и возвратился к Аллаху.
Высыпанные языки подхватила буря, начала носить и метать по ущельям и скалам. Но тут выскочили из своих домов все дагестанцы. Торопясь и отталкивая друг друга, побежали они навстречу благодатному золотому дождю, которого ждали тысячелетиями. Начали хватать, собирать драгоценные зерна, кому какое досталось. Каждый тогда раздобыл себе свой родной язык. Убежали горцы со своей добычей в сакли дожидаться, пока не кончится буря.
Утром встают: на земле солнышко, снега как не бывало. Глядят — гора! Теперь это уже — «гора». Ее можно назвать по имени. Глядят — море! Теперь это уже — «море». Его можно назвать по имени. Все, что ни попадается на глаза, все можно теперь называть. Радость какая! Вот — хлеб, вот — мама, вот — сакля, вот — очаг, вот — сын, вот — сосед, вот — люди.
Высыпали все люди на улицу, крикнули хором: «Гора!» Слышат — получилось у всех по-разному. Крикнули хором: «Море!» Получилось у всех по-разному. Так и пошли с тех пор аварцы, лезгины, даргинцы, кумыки, таты, лакцы... А все это с тех пор называется Дагестан. 

(Слайд 15) На протяжении многих веков народы Дагестана живут по обычаям предков – адатам. Они имеют силу закона и представляют огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. 
Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временем многовековой опыт. 
Нравственным стержнем дагестанцев выступают совесть, достоинство, мужество и честь. Лишится их для дагестанца означало потерять больше, чем жизнь.
Богатство потеряешь - не беда
Все снова восстановишь
Честь потеряешь - это навсегда
Честь снова не найдешь.

Общественная и семейная жизнь Дагестанского народа с давних времен основывалась на уважении и почитании старших. Старики были хранителями знаний, навыков и опыта, выработанных предыдущими поколениями. Перенимая опыт, знания и умения все горцы любили танцевать. 
Танец лезгинка – отголосок древних языческих ритуалов, одним из основных элементов которого был образ орла. Лезги – Орел. Так что слово лезгинка можно перевести как танец орла. Поэтому каждый горец обязан с детства учится лезгинке и показать в ней свою стать и мужественность.

(видео) танец «Лезгинка»

(Слайд 16) О Кавказе, Дагестане, об имаме Шамиле посвящали свои произведения Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой и др.

ЧТЕЦ:
 (Слайд 17) Михаил Лермонтов «СОН»
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я,
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины.
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

(Слайд 18) И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той,
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
1841

Среди многочисленных памятников природы в Дагестане таких как песчанный бархан "Сары-кум", "Хунзахские водопады", скала "КАвалер-батарея" в Буйнакске, есть особо дорогой природный мемориал - это (Слайд 19) "профиль Пушкина на горе Изберг-Тау на высоте 150 метров над уровнем моря. Кто хоть раз бывал в Избербаше, мог любоваться вершиной этой скалы, на которой "покоится" голова Пушкина. Природа Дагестана изваяла замечательному поэту этот нерукотворный памятник на радость местных жителей и туристов. 
    Профиль Пушкина - это сочетание множества скал, которые заходят друг за друга, и только с одного определенного места на автодороге при спуске в г. Избербаш, отчетливо просматривается орлинный профиль великого поэта, устремившего свой взгляд с вершины горы в морскую даль. 
    И удивительно пророчески Пушкин сказал: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа..."
    Потомки великого поэта воздали должное его памяти. Пушкин стал символом Избербаша. Правительством Республики Дагестан еще в советское время было принято решение "О признании уникальных ландшафтных, геологических и ботанических объектов - памятников природы Дагестана". В перечень которых и входит аша гора Пушкин-Тау.
    Удивительно и то, что само присутствие великого Поэта откладывает свой незримый отпечаток на творческие способности дагестанцев. И, конечно же, многие из них отдали свою дань величию Поэта в своих стихах и песнях. 

ЧТЕЦ:

 Есть такая скала в Дагестане,
Что один поворот головы —
И в далеком ее очертанье
Профиль Пушкина видите вы.

Не мираж, чья мгновенна причуда,
Не усталого зренья обман,
Эту явь, это зримое чудо
Знает с гордостью весь Дагестан.

Чуть растает тумана завеса,
И возникнет из каменных глыб
Подбородка знакомый изгиб,
Бакенбард синеватого леса.

Я видал его облик не раз
С той курчавой главой непокорной,
Но всей бронзы милей мне сейчас
Этот памятник нерукотворный.

Пушкин... Как же здесь любят его!
И в своей титанической силе
Горы Каспия, как волшебство,
В камне эту любовь повторили.
Николай Доризо 
  
Лев Толстой - духовный мост между народами. На плато Матлас Хунзахского района Республики Дагестан, состоялось торжественное открытие (Слайд 20) мемориального комплекса Л.Н. Толстому и герою его произведения Хаджи-Мурату. В мероприятии принял участие праправнук великого писателя, советник президента РФ Владимир Толстой. 
Открытие мемориала – это важное событие в общественно-политической и культурной жизни не только хунзахского народа и Дагестана, но и всей Российской Федерации.
Великий гений человечества Лев Толстой является достоянием всего мира. В своем творчестве он неоднократно обращался к теме Дагестана, Кавказа, она занимает особое место в нем. (Слайд 21) Образ Хаджи-Мурата – человека легендарного, со сложной судьбой и, может быть, противоречивыми поступками, но бесстрашного и беспримерного по храбрости воина нашел свое достойное отражение в произведении Льва Толстого. Посредством своих произведений Лев Николаевич всегда проповедовал принципы гуманизма, добра, ненасилия. Это то, что и сегодня актуально. 
  (Слайд 22) Толстой показал бессмертную силу народа в войне и бросил вызов несправедливым деяниям всех земных царей. Он сделал человеческую жизнь высшим смыслом своих произведений. Он – глашатай истины, добра и совести для людей всего мира. Добрый, мудрый взгляд Толстого восхищает дагестанцев. (Слайд 23) Лев Толстой любил дагестанцев и горцев в целом и даже сегодня он помогает лучше понять самих себя. 
(Слайд 24) «Сегодняшний монумент, воздвигнутый величайшему гению русской литературы Льву Толстому и храброму наибу Имама Шамиля, Хаджи-Мурату, еще раз подчеркивает величие наследия легендарного писателя».

(видеоряд о Гамзатове)

Ведущая 2: 
В своё время Расул Гамзатов в одном из выступлений очень правильно отметил: «Поэт должен стать верным сыном своего народа. Но чтобы быть верным сыном своего народа, надо хорошо знать труд и жизнь народа. … Мы – певцы новой эпохи, новых отношений, новых людей. Мы говорим о поэзии: «Ты – крылья в полёте моем, ты – оружие в борьбе, всё для меня ты, поэзия, кроме покоя». На нашу долю, на долю советских писателей, выпало большое счастье быть вдохновенными певцами самой лучшей эпохи человечества. В великое время живем мы, и это время зовет нас достойным образом, мастерски отражать и воспевать нашу эпоху, воспевать наш народ и его героические дела».
Именно это стало определяющим в творчестве великого дагестанского поэта, стихи которого мы читаем, учим и слушаем до сих пор с большим вдохновением. Разве можно не восхищаться проникновенностью этих стихов? Хотя мало кто знает, как было написано это стихотворение и что было в первоначальном варианте. 
Во время поездки в Японию Расул Гамзатов увидел памятник белым журавлям в Хиросиме, и ему рассказали историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки, которая хотела вырезать из бумаги тысячу журавликов, и не успела этого сделать. Поэт был потрясен её смертью. Тогда же, в Японии он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву, и в самолете, думая о матери, вспомнил умершего отца и погибших на войне братьев. И ещё он думал о японской девочке с бумажными журавликами. Так родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками:

Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...

Годы войны пришлись на юность поэта. Поэтому такая тематика не могла обойти его стороной, как и стихи о родном Дагестане. Творчество Расула Гамзатова - целый этап в развитии дагестанской литературы, уникальное явление соединения полноты поэтического восприятия мира и этнокультурных особенностей Дагестана. Его поэзия несет на себе отпечаток целостного взгляда на национальную жизнь как органическую часть всего человечества, и, как следствие, идет приобщение к общечеловеческим ценностям.
Чтец 1: 

Меня просили верным быть горам,
 И где б я ни был, я следил за ними.
 Душа стремилась в горы, словно в храм,
 Где на скале я высек милой имя.

 В те времена я часто был в пути,
 Я странствовал по джунглям и пустыням,
 Считая своим долгом привезти
 Оттуда песни, что пою доныне.

 И, слушая мелодии мои,
 Из странствий привезенные в подарок,
 На миг смолкали горные ручьи
 И голоса приветливых аварок.

 Я песни эти подарил горам,
 И видел, как они довольны даром.
 А значит, по заморским городам
 Я так подолгу странствовал недаром.

 Меня просили, чтоб не забывал
 Родной язык я вдалеке от дома,
 И я хранил бесценные слова,
 Как будто клад, средь речи незнакомой.

 Мне нравились другие языки,
 Я вникнуть в их мелодию пытался.
 Но сердце изнывало от тоски,
 Когда в чужой стране я оставался.

 И я уже считал по пальцам дни,
 Мечтая в горы возвратиться снова,
 Ведь речь мою гортанную они,
 Как братья, понимали с полуслова.

 И в дар спокойным нашим родникам
 Привез я грозный рокот океана,
 Чтобы из них текущая река
 От ярости и страсти стала пьяной.

Мне завещали Дагестан любить,
 Отец и мать, и прадедов могилы…
 И стая журавлей, как будто нить,
 Меня навеки с ним соединила.


Расул Гамзатович Гамзатов – один из любимейших поэтов Дагестана, который, впрочем, не был только лишь поэтом, ведь в его творческой сокровищнице, помимо лирических произведений, есть и публицистические работы и прозаические шедевры. Гамзатов рано начал писать стихи – в возрасте 9 лет, но такой ранний старт дал отличное начало дальнейшей поэтической карьере автора. Особенно любил Гамзатов стихи о любви, которые всегда получались у него чистыми, свежими и первозданными, вне зависимости от того, в каком возрасте он их писал.

Такие сборники стихотворений, как «Дагестанская весна», «Пламенная любовь и жгучая ненависть», «Наши горы», «В горах мое сердце», «Год моего рождения», «Зарема», «Горянка» и другие – яркие примеры того, как удачно умел переплетать Расул Гамзатов стихи о любви с произведениями о родном крае и отчем доме, о дружбе и верности, о счастье и смысле бытия. 

Основная мысль стихов Гамзатова заключается в том, что человек, который несёт в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно чётко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащённый опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев.

Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в «Стихах о Гамзате Цадаса», поэме «Брат». На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова - «заставить» каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:

Чтец 2: 
Вокруг цветам цвести и птицам петь,
Омоют грозы твой могильный камень.
Я здесь, отец мой!
Я учусь смотреть
На жизнь твоими ясными глазами.

Не оставил Гамзатов без внимания и «процесс мельчания человеческих душ». Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее «многие из них орлами стали, а иные превратились в змей». Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет всё и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности.

Главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что - то новое.


Чтец 3: 
 Красавицу увижу — вновь певцом
 Я стану вмиг.
 Коль встречусь с мудрецом, —
 Его речам внимая, бессловесен,
 Старею тотчас, голову повесив.

 Налей вина — и вспыхнет песнь в груди.
 Нальёшь мне чаю — скучных истин жди.
 Философ я, признаться, никудышный.
 Увы, таким создал меня Всевышний.

 Что выберу теперь, на склоне лет,
 Не мудрствуя лукаво, я, поэт?
 Остаться б верным молодости шалой...
 До мудрости ж охотников немало.

 Обнять старуху-мудрость? Бог, уволь.
 Не для меня сия благая роль.
 Нет, от любви мне никуда не деться...
 А мудрость — будь другим в наследство.
Чтец 4: 
 Я жив.
 Зачем я уцелел,
 Когда, казалось, невозможно?
 Я песню лучшую не спел,
 Хоть много пел неосторожно.

 Я жив.
 Какая в том нужда?
 Лишь громоздил ошибок гору...
 Любви вечерняя звезда,
 Прощальному откройся взору.

  Его жизненным девизом было: «Ни дня без строчки и ни дня без людей!», - но при этом он мог сосредоточиться и работать в самых невероятных условиях. 

Он был масштабен во всем — в стихах, в дружбе, и в любви. Он всегда чувствовал ответственность перед собственным словом. Он не стеснялся советоваться, наблюдал за реакцией на свои стихи и был очень проницательным и наблюдательным человеком, для него не было мелочей ни в жизни, ни в творчестве — всё сущее было предметом его поэзии. Лишь иногда он боялся, что его стихи могут оказаться непонятыми. Таким был Расул Гамзатов. Мы коснулись сегодня лишь маленькой части его поэтического творчества. Он не вымарывал из своего творчества страниц, даже если эти страницы были черновыми. Перехватывает горло от щемящих интонаций его стихов. Его дар предвиденья поражал. Задолго до Бесланской трагедии поэт написал воистину пророческое стихотворение «Берегите детей»:

Чтец 5: 
Этот мир, как открытая рана в груди,
Не зажить никогда уже ей.
Но твержу я, как будто молитву в пути,
Каждый миг: «Берегите детей!».

Всех, творящих намазы, прошу об одном —
Прихожан всех на свете церквей:
«Позабудьте про распри, храните свой дом
И своих беззащитных детей!»

От болезней, от мести, от страшной войны,
От пустых сумасбродных идей.
И кричать мы всем миром сегодня должны
Лишь одно: «Берегите детей!».

В начале девяностых Гамзатов оказался, как и вся литература - на обочине, без гонораров с нищенской пенсией и мизерной зарплатой. Именно поэтому он ушёл в себя. И в то же время рьяно защищал писательские интересы. Он всегда считал, что писательство — это цвет нации, и власть, которая об этом забывает, обречена:

Чтец 6:
Словно шерстью чёсаной, туманом
Затянуло призрачную даль –
Наступило время шарлатанов
И заполонило магистраль.

Слух мой режет пар колёсных скрежет,
И вагоны старые скрипят,
И на полустанках здесь всё реже
Фонари сигнальные горят.

Что же ждёт меня за поворотом,
Ожидает что мою страну?..
Время, вот и стало ты банкротом,
Снова у безвременья в плену.

(Слайд 25) В Москве открылся памятник великому дагестанскому поэту Расулу Гамзатову. Торжественная церемония открытия монумента была приурочена к 90-ой годовщине дня рождения поэта. Открытие памятника – дань уважения великому поэту. Действительно аварский поэт создал бессмертные шедевры. 
(Слайд 26)


(диалог книга «Мой Дагестан»)

-Ты где, Дагестан?
-На высокой скале, у реки Койсу.
-Что ты делаешь, Дагестан?
-Закручиваю усы.
-Ты где, Дагестан?
-В долине ищи меня.
-Что ты делаешь, Дагестан?
-Стою снопом ячменя.
-Ты кто, Дагестан?
-Я – мясо, поддетое на кинжал.
-Ты кто, Дагестан?
-Кинжал, что мясо собой пронзал.
-Ты кто, Дагестан?
-Олень, что пьет речную струю.
-Ты кто, Дагестан?
-Я река, я оленя пою.
-Ты какой, Дагестан?
-Я маленький, весь умещусь в горсти.
-Ты куда отправился, Дагестан?
-Что-нибудь больше хочу найти.

(Песня на стихи Р. Гамзатова: «Журавли»)

(Слайд 27) Спасибо вам за желание прийти к нам и прикоснуться к творчеству этого светлого поэта и прекрасного человека.
Мы не говорим вам до свидания!
Мы говорим до новых встреч!
Читайте книги Расула Гамзатова.
Спасибо за внимание.


Список использованной литературы


1. Ахмирова Римма. ОтСТАВКА сделана: Главой Дагестана стал Рамазан Абдулатипов / Ахмирова Римма // Собеседник.- 2013. - 30 января-5 февраля. - С. 5.
2. Гамзатов Р. Расул Гамзатов. Певец добра и человечности (сб. материалов) - Программа чтения - Народный поэт Дагестана
3. Гамзатов Р. Колесо жизни [Текст] : стихи, поэмы / Р. Гамзатов. – Москва : Советский писатель, 1987. – С. 414.
4. Гамзатов Р. У очага [Текст] : стихи, поэмы / Р. Гамзатов. – Москва : Советский писатель, 1978. – С. 230.
5. Гамзатов Р. Собрание сочинений [Текст] : в 5-ти т. / Р. Гамзатов. – Москва : Художественная литература, 1980-1982. – С. 575.
6. Ивина К. В. Пособие в помощь продвижению литературного наследия Р. Гамзатова: [сб. материалов - "Расул Гамзатов. Певец добра и человечности"] / Ивина К. В. // Библиография.- 2013. - № 6. - С. 96-98.
7. Фефелова Людмила. "Раньше выстрела не падать...": [о политике главы Дагистана Р. Абдулатипова] / Фефелова Людмила // Костанайские новости.- 2013. - 7 февраля. - С. 7.
8. Шахшаев Юсуп. Ключ к душе: [языковая политика] / Шахшаев Юсуп // Страна и мир.- 2012. - 8 октября. - С. 9.

Комментариев нет:

Отправить комментарий